Воскресенье, 22.12.2024, 19:24
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Будникова М.Н. Выявление и поддержка одаренных детей в танцевальной студии «Импровиз»

Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного и физического развития [1]. Развитие танцевальных навыков должно стать необходимостью не только для тех, кто намерен стать профессионалом в области хореографии, но и для каждого ребёнка. Владение своим телом способствует не только повышению самооценки, но и оценки со стороны окружающих, что для детей и подростков является важным условием дальнейшего развития [2].

Я, как руководитель танцевальной студии «Импровиз» Подгоренского Дома детства и юношества, хочу поделиться своим опытом работы по выявлению и обучению одаренных детей.

В нашей танцевальной студии занимаются дети с разными хореографическими способностями. В ходе учебных занятий я знакомлю детей с элементами гимнастики, ритмики, с различными хореографическими направлениями (классический танец, народно-сценический танец, историко-бытовой танец, эстрадный танец), развиваю творческие способности и художественный вкус. Срок реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Импровиз» - 8 лет, она рассчитана на обучающихся 5-16 лет. На первый год обучения принимаются пяти-шестилетние малыши. В этом возрасте еще трудно оценить танцевальные способности ребенка. Поэтому на занятиях первого и второго года обучения я формирую у детей первоначальные хореографические навыки, развиваю музыкальный слух, работаю над пластикой за счет выполнения различных двигательных упражнений. Дети импровизируют под музыку, изображают в танце героев сказок, делают различные перестроения, соотносят характер музыки и движений. На начальном этапе обучения мы составляем простейшие танцевальные композиции на основе самых простых движений, где применяются элементарные детские знания. А дальнейшие выступления на сцене дают малышам стимул и стремление к учебно-тренировочной работе, приучают их к сценическому поведению, воспитывают ответственность в коллективе.

В течение первых двух лет я наблюдаю за детьми в ходе учебных и открытых занятий, концертных выступлений, отмечая для себя ребят с хореографическими способностями.

Уровень приобретённых танцевальных навыков определяю по таким критериям, как:

- музыкально-ритмические способности (чувство ритма, координация движений);

- сценическая культура (эмоциональная выразительность и артистичность);

- техника исполнения движений.

На основании своих наблюдений я постепенно прихожу к выводу, в каком из направлений танцевальной культуры ребенок сможет себя проявить в дальнейшем. К восьми-девяти годам у детей в полной мере определяются хореографические способности, формируется вкус в музыке и танце. Приведу пример. Если ребенок обладает хорошими балетными данными (осанка, выворотность, гибкость, подъем стопы), то занятия классическим и историко-бытовым танцем будут даваться ему особенно легко, т.к. эти виды предполагают легкость, грациозность, полетность. Но даже если обучающийся имеет нарушение осанки или косолапие, не стоит отговаривать его от занятий танцами! Этот ребёнок сможет себя проявить в направлениях уличного танца (хип-хоп, брек-данс, фанк). Работая над развитием таких детей, тоже можно достичь высоких результатов.

На третьем и последующих годах обучения в танцевальной студии изучаются основные направления хореографии: классический танец, народно-сценический танец, историко-бытовой танец, современный танец. Каждый ребёнок, занимающийся хореографией, должен знать основные элементы различных танцевальных направлений, поэтому в программу включены все разделы.

Именно на этом этапе и происходит непосредственное выявление и развитие хореографически одарённых детей, так как к этому времени каждый обучающийся находит себя в одном из направлений. Наблюдая за ребятами, я отмечаю, что, как правило, дети больше всего склонны к исполнению эстрадных или народных танцев.

Дальнейшая работа с обучающимися в танцевальной студии направлена на совершенствование исполнительского стиля. Концертный репертуар подбирается с учетом возможностей учащихся. Если вся группа исполняет выбранную танцевальную композицию, то дети, имеющие особые хореографические возможности, могут солировать в этом же танце, а могут участвовать в постановочном номере с младшими воспитанниками с более сложной техникой исполнения. Для очень способных учащихся практикую постановку танцев с использованием малых групп. На сцене каждый ребенок должен себя чувствовать уверенно, органично, комфортно!

Результат совместного труда педагога и обучающихся - участие в концертах и конкурсах. Коллектив танцевальной студии «Импровиз» неоднократно был отмечен званием Лауреата и Дипломанта районных, областных, Всероссийских, Международных конкурсов и фестивалей детского хореографического творчества.

Литература:

  1. Пуртова Т.В, Беликова А.Н, Кветная О.В «Учите детей танцевать». М. Владос 2003 г.
  2. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов на Дону: «Феникс», 2000. – 576 с.
Категория: Мои статьи | Добавил: zhiltsova_t (18.09.2017)
Просмотров: 406 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0