Воскресенье, 22.12.2024, 19:19
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Гладкова Е.В., Жильцова Т.В. К истокам русским прикоснуться…

                                    Жильцова Татьяна Васильевна,  Гладкова Елена Васильевна

К истокам русским прикоснуться…

(воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, национальной и религиозной терпимости)

         Россия – это мы, единство людей, больших и маленьких, населяющих нашу страну, с самобытной культурой своей народности, края, области.  Всех граждан, которые живут на территории России, мы привыкли называть россиянами, независимо от того, к какой народности или национальности они относятся. Каждый из нас, как правило, не знает подробной истории своей семьи, своих корней. Современные люди являются членами нескольких общностей и носителями нескольких культур, поэтому почти любой человек – полиэтничен. А Россия испокон веков являлась посредницей между различными культурами, ныне существующими. 

         Многонациональный состав населения России, миграция из стран ближнего зарубежья сделали актуальной проблему грамотного воспитания детей в полиэтническом обществе. В нашем учреждении была разработана одна из программ воспитательной системы Подгоренского Дома детства и юношества «Истоки», в ходе работы по которой должно происходить слияние детей в единую нацию – нацию россиян. Настоящий россиянин должен знать и изучать не только историю своей страны, корни, традиции русского  народа, но и народов, живущих на территории России, их культуру. Целями  программы являются:

- формирование основ национального самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей;

- развитие этнической и культурной грамотности, знакомство с историей и культурой всех представителей этнических групп в коллективе;

- осознание взаимовлияния и взаимообогащения культур в современном мире;

 - приобщение подрастающего поколения к истокам русской народной и этнографической культуры Воронежской области;

- развитие потребности в активном, творческом преобразовании окружающего мира в соответствии с национальными традициями;

- личностное развитие каждого ребёнка, индивидуальный подход к нему.

             Передача и освоение традиций национальной культуры молодому поколению всегда была и остается необходимой, исторически и духовно обусловленной задачей воспитания. В каждом ребенке заложены потенциальные способности, которые при соответствующем развитии могут реализоваться в жизни. Важно найти тот стержень личности, который есть в каждом человеке, сформировать у детей устойчивый интерес, работоспособность, стремление к творчеству.

             Работа по программе «Истоки» опирается на  привитие гармоничных, естественно-позитивных отношений (без оглядки на этнос) между воспитанниками; изучение и сохранение обычаев и традиций своего народа.

             Работа  по программе ведётся в трёх возрастных группах:

1 ступень - «Моя Родина» -  рассчитана на детей  7 – 11 лет, длится один год и решает следующие задачи: развитие у младших воспитанников способностей к самовыражению путём изучения игрового и песенного фольклора различных культур, населяющих наш край, устного народного творчества, изготовления народных игрушек, участия в народных праздниках. Дети знакомятся с историей своей малой Родины.

2 ступень «Мой дом - Россия» рассчитана на  работу с подростками 12 – 14 лет в течение двух лет. На данной ступени решаются задачи раскрытия творческого потенциала наших воспитанников, создаются условия для самореализации каждого. Ведётся работа по знакомству с историей народного костюма, обучение моделированию и изготовлению сценической одежды. Участники программы знакомятся с народным декоративно-прикладным искусством Воронежского края, песенным фольклором, народными танцами. Особое внимание уделяется привитию любви к Отечеству и уважения к людям разных национальностей.

3 ступень «Возрождение» длится два года, возраст участников программы 15 – 17 лет. Работа на этой ступени ориентирована на индивидуальную творческую деятельность, создание авторских коллекций, исследовательскую работу, совершенствование исполнительского и актёрского мастерства, сохранение и продолжение традиций народных ремёсел, понимание особенностей различных культур и необходимости их взаимообогащения.

    Программа построена по модульному принципу:

1 модуль «Занятия участников программы в выбранной области народного искусства»;

2 модуль «Краеведение, знакомство с традициями народностей, населяющих Воронежский край»;

3 модуль «Общение с хранителями этнической культуры (мастерами)»;

4 модуль «Семья традициями сильна»;

5 модуль «Фольклорные праздники, творческий  отчёт «Родная сторонушка», тематические концерты»;

6 модуль «Участие в конкурсах, выставках, фестивалях».

      Все воспитанники  участвуют  в общих  мероприятиях, проводимых в рамках комплексной программы. Одним из таких традиционных мероприятий стал итоговый творческий отчёт «Родная сторонушка». На нём были представлены: выставка работ воспитанников, выступление ансамбля народной песни «Славяночка» и вокалистов студии «Созвездие», танцевального объединения «Импровиз», демонстрация фольклорной коллекции одежды «За околицей». Это мероприятие наглядно показало, что в программе «Истоки» органично соединяются образовательная, воспитательная, развивающая, культурологическая и  интегрированная функции. В течение всего года во всех объединениях проводятся собрания, беседы и другие мероприятия, направленные на формирование гармоничных отношений, единого коллективного духа. Только совместная деятельность педагогов, родителей и детей способствует решению таких задач, как улучшение взаимопонимания, уважения, взаимопомощи, сплачивание полиэтнического коллектива детей.   

          Результат успешности реализации программы «Истоки» - это многократное участие и победы воспитанников Дома детства и юношества в районных, областных и Всероссийских творческих конкурсах. Участие детей в концертах, фестивалях, выставках – всё это действенное средство пропаганды народных культур.

          Мы считаем, что в процессе воспитания необходимо укреплять у детей веру в то, что все люди равноценны и уникальны, а их индивидуальное своеобразие делает общество только богаче. Нам хочется, чтобы не исчезла ни одна малая культура и фактически сохранилась вся этническая мозаика Воронежской области. Для этого наши педагоги знакомятся с нравами, обычаями, традициями различных этносов, представители которых являются воспитанниками. Свои знания они черпают из этнической литературы и из общения с представителями интересующих их народностей.

 Из года в год двери нашего Дома детства и юношества всегда открыты настежь добру, дружбе, сотрудничеству и взаимопониманию!

                                              Источники и литература:

1.    Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество: методическое пособие для воспитателей/ А.А.Грибовская. – 2-е изд. – Москва: Просвещение, 2006. – 159с.

2.     Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа/ Князева О.Л., Маханева М.Д. – СПб: АКЦИДЕНТ, 1997. – 157с.

3.    Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России. // Педагогика - 1999 - № 6 - С.3 - 11.

Категория: Мои статьи | Добавил: zhiltsova_t (22.03.2014)
Просмотров: 485 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0