Жильцова Татьяна Васильевна,
Гладкова Елена Васильевна
К истокам русским прикоснуться…
(воспитание бережного отношения к
историческому и культурному наследию народов России, национальной и религиозной
терпимости)
Россия – это мы, единство людей,
больших и маленьких, населяющих нашу страну, с самобытной культурой своей
народности, края, области. Всех граждан,
которые живут на территории России, мы привыкли называть россиянами, независимо
от того, к какой народности или национальности они относятся. Каждый из нас,
как правило, не знает подробной истории своей семьи, своих корней. Современные
люди являются членами нескольких общностей и носителями нескольких культур,
поэтому почти любой человек – полиэтничен. А Россия испокон веков являлась
посредницей между различными культурами, ныне существующими.
Многонациональный состав населения
России, миграция из стран ближнего зарубежья сделали актуальной проблему
грамотного воспитания детей в полиэтническом обществе. В нашем учреждении была
разработана одна из программ воспитательной системы Подгоренского Дома детства
и юношества «Истоки», в ходе работы по которой должно происходить слияние детей
в единую нацию – нацию россиян. Настоящий россиянин должен знать и изучать не
только историю своей страны, корни, традиции русского народа, но и народов, живущих на территории
России, их культуру. Целями программы являются:
- формирование основ национального
самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения и дружбы
между людьми разных национальностей;
- развитие этнической и культурной
грамотности, знакомство с историей и культурой всех представителей этнических
групп в коллективе;
- осознание взаимовлияния и
взаимообогащения культур в современном мире;
- приобщение подрастающего поколения к истокам
русской народной и этнографической культуры Воронежской области;
- развитие потребности в активном,
творческом преобразовании окружающего мира в соответствии с национальными
традициями;
- личностное развитие каждого
ребёнка, индивидуальный подход к нему.
Передача и освоение
традиций национальной культуры молодому поколению всегда была и остается
необходимой, исторически и духовно обусловленной задачей воспитания. В каждом
ребенке заложены потенциальные способности, которые при соответствующем развитии
могут реализоваться в жизни. Важно найти тот стержень личности, который есть в
каждом человеке, сформировать у детей устойчивый интерес, работоспособность,
стремление к творчеству.
Работа по программе «Истоки» опирается
на привитие гармоничных,
естественно-позитивных отношений (без оглядки на этнос) между воспитанниками; изучение
и сохранение обычаев и традиций своего народа.
Работа
по программе ведётся в трёх возрастных группах:
1 ступень - «Моя Родина» - рассчитана на детей 7 – 11 лет, длится один год и решает
следующие задачи: развитие у младших воспитанников способностей к самовыражению
путём изучения игрового и песенного фольклора различных культур, населяющих наш
край, устного народного творчества, изготовления народных игрушек, участия в
народных праздниках. Дети знакомятся с историей своей малой Родины.
2 ступень «Мой дом - Россия» рассчитана на работу с подростками 12 –
14 лет в течение двух лет. На данной ступени решаются задачи раскрытия
творческого потенциала наших воспитанников, создаются условия для
самореализации каждого. Ведётся работа по знакомству с историей народного
костюма, обучение моделированию и изготовлению сценической одежды. Участники
программы знакомятся с народным декоративно-прикладным искусством Воронежского
края, песенным фольклором, народными танцами. Особое внимание уделяется привитию
любви к Отечеству и уважения к людям разных национальностей.
3 ступень «Возрождение» длится два года, возраст участников
программы 15 – 17 лет. Работа на этой ступени ориентирована на индивидуальную
творческую деятельность, создание авторских коллекций, исследовательскую
работу, совершенствование исполнительского и актёрского мастерства, сохранение
и продолжение традиций народных ремёсел, понимание особенностей различных
культур и необходимости их взаимообогащения.
Программа
построена по модульному принципу:
1 модуль «Занятия участников программы в выбранной области народного
искусства»;
2 модуль «Краеведение, знакомство
с традициями народностей, населяющих Воронежский край»;
3 модуль «Общение с хранителями этнической культуры (мастерами)»;
4 модуль «Семья традициями сильна»;
5 модуль «Фольклорные праздники, творческий отчёт «Родная сторонушка», тематические концерты»;
6 модуль «Участие в конкурсах, выставках, фестивалях».
Все воспитанники участвуют
в общих мероприятиях, проводимых
в рамках комплексной программы. Одним из таких традиционных мероприятий стал
итоговый творческий отчёт «Родная сторонушка». На нём были представлены:
выставка работ воспитанников, выступление ансамбля народной песни «Славяночка»
и вокалистов студии «Созвездие», танцевального объединения «Импровиз»,
демонстрация фольклорной коллекции одежды «За околицей». Это мероприятие
наглядно показало, что в программе «Истоки» органично соединяются
образовательная, воспитательная, развивающая, культурологическая и интегрированная функции. В течение всего года
во всех объединениях проводятся собрания, беседы и другие мероприятия,
направленные на формирование гармоничных отношений, единого коллективного духа.
Только совместная деятельность педагогов, родителей и детей способствует
решению таких задач, как улучшение взаимопонимания, уважения, взаимопомощи,
сплачивание полиэтнического коллектива детей.
Результат успешности реализации
программы «Истоки» - это многократное участие и победы воспитанников Дома
детства и юношества в районных, областных и Всероссийских творческих конкурсах.
Участие детей в концертах, фестивалях, выставках – всё это действенное средство
пропаганды народных культур.
Мы считаем,
что в процессе воспитания необходимо укреплять у детей веру в то, что все люди
равноценны и уникальны, а их индивидуальное своеобразие делает общество только
богаче. Нам хочется, чтобы не исчезла ни одна малая культура и фактически
сохранилась вся этническая мозаика Воронежской области. Для этого наши педагоги
знакомятся с нравами, обычаями, традициями различных этносов, представители
которых являются воспитанниками. Свои знания они черпают из этнической
литературы и из общения с представителями интересующих их народностей.
Из года в год двери нашего Дома детства и
юношества всегда открыты настежь добру, дружбе, сотрудничеству и
взаимопониманию!
Источники
и литература:
1.
Грибовская
А.А. Народное искусство и детское творчество: методическое пособие для
воспитателей/ А.А.Грибовская. – 2-е изд. – Москва: Просвещение, 2006. – 159с.
2.
Князева О.Л. Приобщение детей к истокам
русской народной культуры: программа/ Князева О.Л., Маханева М.Д. – СПб:
АКЦИДЕНТ, 1997. – 157с.
3.
Кузьмин М.Н.
Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России. // Педагогика -
1999 - № 6 - С.3 - 11.