Понедельник, 29.04.2024, 06:22
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Жильцова Т.В. Гладкова Е.В. Создание «территории успеха» для одарённого ребёнка

Современная система дополнительного образования предоставляет каждому ребенку возможность включения в самые разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей и выбора общеобразовательной общеразвивающей программы, времени её освоения. Именно учреждения дополнительного образования помогают маленькому человечку пройти путь от проявлений первых способностей до яркого расцвета таланта. Учитывая то, что дополнительное образование – процесс непрерывный, последовательно переходящий из одной стадии в другую, можно с уверенностью сказать, что оно способствует выявлению, развитию и поддержке одаренных детей.

Педагогический коллектив Подгоренского Дома детства и юношества в течение многих лет целенаправленно воплощает в жизнь идею создания особой образовательной среды - «территории успеха» - для выявления и развития личностного потенциала и творческих способностей одаренных детей, оказания им педагогической поддержки и возможности самореализации. Мы разделяем мнение В.И. Панова, который считает, что «при организации работы с одаренными детьми в условиях учреждения дополнительного образования речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности» [1].

Работа по созданию «территории успеха» в нашем учреждении делится на следующие этапы.

Первый этап – диагностический. Расположенность нашего учреждения «в сельской глубинке» определяет специфику подхода к выявлению одарённых детей. В объединения Подгоренского Дома детства и юношества принимаются все желающие. Одарённость проявляется уже в учебной деятельности и определяется по конкретным результатам.

Одаренных детей отличает от сверстников творческая активность, высокая любознательность, большой словарный запас, креативные способности. «Креативность» по В. В. Утёмову – это «способность человека к творчеству, способность создавать что-то оригинальное, казалось бы, в стандартной ситуации» [2]. По теории Джозефа Рензулли, одаренность есть взаимодействие трех групп человеческих качеств:

- интеллектуальные способности превышают средний уровень;

- высокая мотивация деятельности;

- высокий уровень креативности (способности к творчеству) [3].

Наличие у ребенка даже одного из трех качеств говорит о его одаренности. Если ребенок с интересом включается в деятельность, начинает достигать успехов — значит, он одаренный!

Затем на этом этапе психолого-педагогическая служба нашего учреждения проводит диагностический мониторинг (анализ динамики первоначального развития каждого ребёнка, проявляющего способности).

На втором, информационно-подготовительном этапе определяются функции каждого участника образовательно-воспитательного процесса, проводится подбор необходимой литературы, ведётся просветительская работа. Каждый педагог определяет пути индивидуального развития одарённых учащихся, отбирает методики для развития творческой сферы одаренности. В соответствии с моделью образовательной деятельности МКУДО «Подгоренский ДДЮ», для развития творческой одаренности разработана программа «Школа творческой ориентации». Работа по программе нацелена на развитие задатков творческой личности учащихся. Работа предусматривает погружение детей в различные виды творческой деятельности:

  • индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития;
  • проведение нестандартных форм занятий;
  • участие в конкурсах, фестивалях, олимпиадах различного уровня;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • проблемное обучение;
  • использование современных средств информации.

Программа «Школа творческой ориентации» охватывает весь педагогический процесс, предполагает взаимодействие с семьей. Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Педагог знакомит родителей с программой и обращается к ним с просьбой продолжать работу по развитию одаренности учащихся дома.

На третьем этапе, развивающем, происходит непосредственная организация и проведение индивидуальных и групповых занятий с одарёнными обучающимися, различных мероприятий. Целью данного этапа является формирование, углубление и развитие неординарных способностей детей. Формируется развивающая среда для одаренных детей.

Индивидуальное обучение одарённых обучающихся вокальных студий «Созвездие» и «Звёздный шанс» приносит действенные результаты в виде побед на областных, Всероссийских и Международных вокальных конкурсах. Обучающихся танцевальной студии «Импровиз» к дальнейшему творческому росту стимулируют победы в различных фестивалях. Проектно-исследовательская деятельность помогает развитию одарённости учащихся объединений «Бисероплетение», «Лоскуток» (изготовление народных кукол), «Азбука моды», «Мир фантазии» (декоративно-прикладное творчество). Воспитанию активной личности, уверенности в себе способствуют нестандартные формы занятий в клубе «Лидер», «Чародей» (художественное слово). Проблемное обучение и использование современных средств информации – неотъемлемая часть работы с одарёнными детьми в объединениях «Юный краевед», «Юный радиолюбитель», «Робототехника».

Важно понимать, что в работе с одаренными учащимися встречаются и опасности. Нельзя культивировать в детях чувство исключительности и превосходства потому, что, во-первых, в дальнейшей жизни это чувство может создать проблемы в общении с окружающими; во-вторых, объединения дополнительного образования посещают и одаренные дети, и те, кому просто доставляет удовольствие заниматься.

Оценка индивидуального развития талантливого и одаренного ребенка происходит через качественный и количественный анализ его творческой деятельности.

Статистика достижений учащихся нашего учреждения за три года подтверждает действенность организации работы с одарёнными детьми:

Достижения обучающихся МКУДО «Подгоренский ДДЮ»

(победы в конкурсах)

Уровень

 

 

 

Год обучения

Районный

Зональный

Областной

Всероссийский

Международный

2013-2014

18

6

13

5

6

2014-2015

24

12

14

26

31

2015-2016

68

34

19

30

34

Качественный показатель выражается в участии одарённых детей в смотрах и конкурсах, фестивалях, отчётных выставках и концертах.

Практика работы с одарёнными детьми подтверждает, что вера в возможности ребёнка, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способна творить чудеса. Очень важно «не упустить» ни одного ребенка, рассмотреть в каждом природные задатки и привлечь внимание к большему числу детей!


Литература:
1. Панов В.И. Одарённые дети: выявление, обучение, развитие// Педагогика, 2001. - №4, 30-43.
2. Утёмов В. В. Адаптированные методы научного творчества в обучении математике // Концепт: научно-методический электронный журнал. - 2012. –

№ 7 (июль). - ART 12095. - 0,5 п. л. - URL:
3. J.S. Renzulli, R.K. Hartman. Scale for rating behavioural characteristic of superior students. Exceptional Children, 1971, p. 38, 243–248.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: zhiltsova_t (18.09.2017)
Просмотров: 374 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0