Понедельник, 29.04.2024, 01:25
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Олейников С.А. Развитие толерантности у субъектов образовательного процесса: педагогов, учащихся, их родителей

Развитие толерантности у субъектов образовательного процесса: педагогов, учащихся, их родителей

Олейников Сергей Анатольевич, педагог дополнительного образования

МКОУ ДОД «Дом детства и юношества»

  Россия является многонациональной страной. Всю её территорию населяют более ста коренных народов, проживающих на разных территориях с древних времен, с различными самобытными культурами, разными историческими традициями, религиозными верованиями. Как неисчислимы природные богатства страны, также неизмеримы и безграничны ее духовные ценности, воплощенные в национальных культурах народов России - великом множестве исконных, но разных и непохожих культур, какого нет больше ни в одном государстве мира. Известно, что человек не может существовать вне общения с другими людьми, а нации не могут развиваться обособленно, вне общения друг с другом. Поэтому проблемы взаимоотношений разных народов, особенно в пределах одного государства, присутствовали во все времена. Их причины - территориальные, политические, экономические, этнические и религиозные претензии.

 Рост национального самосознания, усиливающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований приводят в такой многонациональной стране как Российская Федерация к межэтническим и межнациональным конфликтам. Поэтому, особое внимание  педагогу необходимо обратить на воспитание терпимого отношения к представителям других наций.

   Пассивное и равнодушное отношение общества к национальной культуре в течение длительного времени привело к утрате позитивного восприятия своей этнической общности, отразилось на понижении национального самосознания детей.  Все это в итоге привело к тому, что дети, вырастая, остаются равнодушными не только к собственным этническим корням, но и культурному многообразию той земли, которая является их родиной. У них почти полностью отсутствует представление  о народах России, их традициях, искусстве, даже их названиях.

Культура межнациональных отношений - это многокомпонентный феномен, который складывается  из следующих компонентов:

·         толерантность;

·         этническая просвещенность.

Толерантность - означает признание самоценности любого человека. Это признание права человека быть непохожим, иным, принятие его таким, какой он есть. Толерантность есть уважение и правильное понимание богатого многообразия наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность - это гармония в многообразии.

Часто дети испытывают трудности, связанные с неумением, а отсюда и нежеланием принять и понять другого именно как другого. В большинстве своем они не могут даже представить себе, что перед ними другая культура со своей собственной, особой логикой мышления и поведения. И зачастую пытаются проецировать на других собственные мысли и качества.

Опыт взаимодействия национальных культур складывался веками. Педагог должен стараться  приобщить детей к культурам и традициям различных национальностей. При этом следует, естественно, учитывать избирательность интересов детей, специфику региона, географию проживания населения.

Необходимо особое внимание обратить на воспитание исторической памятью, правдой о становлении и развитии нашего многонационального государства. В педагогическом аспекте единство исторического знания и культуры обозначает незыблемость межкультурных и межнациональных связей, способствует взаимопониманию и взаимообогащению народов.

Большую ценность для детей имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы педагог не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в воспитательной работе, во время беседы, посещения детьми краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т.д. Дети могут совершать очное и заочное путешествие в историю родного края, знакомиться с интересными людьми, народными умельцами, проводить конкурсы юных талантов.

Знать как можно больше о других народах - это основа формирования культуры межнациональных отношений в любом возрасте. Предшкольный возраст характеризуется нечетким осознанием детьми общности с людьми своей национальности, хотя зарождение этнического самосознания и становление личности происходят именно в этот период.

Особенности этнического воспитания детей предшкольного возраста сводятся к необходимости:

·         использования игровых методов, в том числе - метода сюжетно-ролевой игры;

·         интеграции видов деятельности, соответствующих данному возрасту;

·         отбора и структурирования учебного материала адекватно возрастным особенностям детей; 

Важным моментом воспитания культуры межнационального общения детей является использование учебной игры в качестве образовательного, воспитательного, развивающего средства, а также тренинговых упражнений.  Процесс воспитания культуры межнационального общения  включает в себя не только усвоение этнокультурных знаний, развитие потребности в их получении, но и формирование этнокультурной деятельности личности, ее уважения к людям других национальных групп. Важным показателем культуры межнационального общения является поведение, поступки ребенка в отношении представителей других народов.

Игра - важнейшая сфера жизнедеятельности детей, которая вместе с трудом, познанием, искусством, спортом обеспечивает необходимые эмоциональные условия для формирования национального сознания, культуры межнациональных отношений.

Большое внимание педагог должен уделять воспитанию на народных традициях, приобщению детей к сокровищам народных культур с целью возрождения, сохранения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания. Дети знакомятся с многообразием  народных фольклоров, с историей своего края, города.

Для проведения целенаправленной работы по воспитанию толерантности педагогу целесообразно составить программу работы с коллективом на основе его изучения, учитывая возраст, особенности  детей и их семей. Педагогические условия воспитания культуры межнационального общения  предусматривают:

·         формирование у детей потребности в этнокультурных знаниях и овладение этими знаниями;

·         развитие группового межнационального взаимодействия на занятиях по воспитанию культуры межнационального общения;

·         разработку специально подготовленной программы систематической и углубленной работы педагога с детьми, направленной на воспитание культуры межнационального общения;

·         организацию взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности;

·         организацию взаимодействия педагога с родителями в работе по воспитанию культуры межнационального общения детей. 

Сегодня, как никогда, возрастает значение моральной ответственности, социальной позиции самого педагога. Дети стали активнее, свободолюбивее. Это требует изменения отношений между педагогами и детьми, педагогами и родителями. Учитель должен личным примером показать образец гражданственности, гуманного, уважительного отношения к людям независимо от их национальности, вероисповедования.

Организация работы с детьми, направленная на приобщение к иным национальным культурам и формированию толерантного отношения к их носителям, осуществляется в единстве с обогащением информации о собственной национальной культуре и в тесном взаимодействии с семьей. Систематическая работа с детьми по данному направлению будет способствовать созданию этнокультурной среды и принятию детьми мира во всем его многообразии.


Список использованной литературы

 

1.       Авксентьев A.B., Авксентьев В.Д. Этнические проблемы современной личности и культуры межнационального общения. Ставрополь. Издательство СГПН, 1993. - 236 с.

2.       Асмолов, А.Г. На пути к толерантному сознанию / А.Г. Асмолов М.: Смысл, 2000. - 255 с.

3.       Бардиер, Г.Л. Научные основы социальной психологии толерантности: Учебное пособие. / Г.Л. Бардиер СПб., 2007. - 96 с.

4.       Бодалев A.A. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. - 270 с.

5.       Идентичность и толерантность. / Под ред. Н.М. Лебедевой. М., 2002. - 143 с.

6.       Лопуленко H.A. Использование фольклора в воспитании толерантности у школьников (на примере пословиц народов России) // Толерантность и культурная традиция. / Под ред. М.Ю. Мартыновой. М., 2002. - 393 с.

7.       Палаткина Г.В. Формирование этнотолерантности у младших школьников. // Начальная школа. -2003. №11. - С. 65-72.

8.       Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика. - 1978.-304с.

Категория: Мои статьи | Добавил: zhiltsova_t (22.03.2014)
Просмотров: 1086 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0