Главная » Статьи » Мои статьи |
Развитие толерантности
у субъектов образовательного процесса: педагогов, учащихся, их родителей Олейников Сергей Анатольевич, педагог дополнительного
образования МКОУ ДОД «Дом детства и юношества» Россия является многонациональной страной.
Всю её территорию населяют более ста коренных народов, проживающих на разных
территориях с древних времен, с различными самобытными культурами, разными
историческими традициями, религиозными верованиями. Как неисчислимы природные
богатства страны, также неизмеримы и безграничны ее духовные ценности,
воплощенные в национальных культурах народов России - великом множестве
исконных, но разных и непохожих культур, какого нет больше ни в одном
государстве мира. Известно, что человек не может существовать вне общения с
другими людьми, а нации не могут развиваться обособленно, вне общения друг с
другом. Поэтому проблемы взаимоотношений разных народов, особенно в пределах
одного государства, присутствовали во все времена. Их причины -
территориальные, политические, экономические, этнические и религиозные
претензии. Рост национального самосознания, усиливающееся
внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению
народных традиций, религиозных верований приводят в такой многонациональной
стране как Российская Федерация к межэтническим и межнациональным конфликтам.
Поэтому, особое внимание педагогу
необходимо обратить на воспитание терпимого отношения к представителям других
наций. Пассивное и равнодушное отношение общества к
национальной культуре в течение длительного времени привело к утрате
позитивного восприятия своей этнической общности, отразилось на понижении национального
самосознания детей. Все это в итоге
привело к тому, что дети, вырастая, остаются равнодушными не только к
собственным этническим корням, но и культурному многообразию той земли, которая
является их родиной. У них почти полностью отсутствует представление о народах России, их традициях, искусстве,
даже их названиях. Культура
межнациональных отношений - это многокомпонентный феномен, который
складывается из следующих компонентов: ·
толерантность; ·
этническая
просвещенность. Толерантность - означает признание самоценности любого человека. Это
признание права человека быть непохожим, иным, принятие его таким, какой он
есть. Толерантность есть уважение и
правильное понимание богатого многообразия наших форм самовыражения и способов
проявления человеческой индивидуальности. Толерантность
- это гармония в многообразии. Часто дети испытывают
трудности, связанные с неумением, а отсюда и нежеланием принять и понять
другого именно как другого. В большинстве своем они не могут даже представить
себе, что перед ними другая культура со своей собственной, особой логикой
мышления и поведения. И зачастую пытаются проецировать на других собственные
мысли и качества. Опыт взаимодействия
национальных культур складывался веками. Педагог должен стараться приобщить детей к культурам и традициям
различных национальностей. При этом следует, естественно, учитывать
избирательность интересов детей, специфику региона, географию проживания
населения. Необходимо особое
внимание обратить на воспитание исторической памятью, правдой о становлении и
развитии нашего многонационального государства. В педагогическом аспекте
единство исторического знания и культуры обозначает незыблемость межкультурных
и межнациональных связей, способствует взаимопониманию и взаимообогащению
народов. Большую ценность
для детей имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями
которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта,
одежды, искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы педагог
не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные
знания в воспитательной работе, во время беседы, посещения детьми краеведческих
и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров,
выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т.д. Дети
могут совершать очное и заочное путешествие в историю родного края, знакомиться
с интересными людьми, народными умельцами, проводить конкурсы юных талантов. Знать как можно
больше о других народах - это основа формирования культуры межнациональных
отношений в любом возрасте. Предшкольный возраст характеризуется нечетким
осознанием детьми общности с людьми своей национальности, хотя зарождение
этнического самосознания и становление личности происходят именно в этот
период. Особенности
этнического воспитания детей предшкольного возраста сводятся к необходимости: ·
использования
игровых методов, в том числе - метода сюжетно-ролевой игры; ·
интеграции
видов деятельности, соответствующих данному возрасту; ·
отбора
и структурирования учебного материала адекватно возрастным особенностям детей; Важным моментом
воспитания культуры межнационального общения детей является использование
учебной игры в качестве образовательного, воспитательного, развивающего
средства, а также тренинговых упражнений.
Процесс воспитания культуры межнационального общения включает в себя не только усвоение
этнокультурных знаний, развитие потребности в их получении, но и формирование
этнокультурной деятельности личности, ее уважения к людям других национальных
групп. Важным показателем культуры межнационального общения является поведение,
поступки ребенка в отношении представителей других народов. Игра - важнейшая
сфера жизнедеятельности детей, которая вместе с трудом, познанием, искусством,
спортом обеспечивает необходимые эмоциональные условия для формирования национального
сознания, культуры межнациональных отношений. Большое внимание
педагог должен уделять воспитанию на народных традициях, приобщению детей
к сокровищам народных культур с целью возрождения, сохранения
и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта
народа, формирования национального самосознания. Дети знакомятся с
многообразием народных фольклоров, с
историей своего края, города. Для проведения
целенаправленной работы по воспитанию толерантности педагогу целесообразно
составить программу работы с коллективом на основе его изучения, учитывая
возраст, особенности детей и их семей.
Педагогические условия воспитания культуры межнационального общения предусматривают: ·
формирование
у детей потребности в этнокультурных знаниях и овладение этими знаниями; ·
развитие
группового межнационального взаимодействия на занятиях по воспитанию культуры
межнационального общения; ·
разработку
специально подготовленной программы систематической и углубленной работы
педагога с детьми, направленной на воспитание культуры межнационального
общения; ·
организацию
взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности; ·
организацию
взаимодействия педагога с родителями в работе по воспитанию культуры
межнационального общения детей. Сегодня, как
никогда, возрастает значение моральной ответственности, социальной позиции
самого педагога. Дети стали активнее, свободолюбивее. Это требует изменения
отношений между педагогами и детьми, педагогами и родителями. Учитель должен
личным примером показать образец гражданственности, гуманного, уважительного
отношения к людям независимо от их национальности, вероисповедования. Организация работы
с детьми, направленная на приобщение к иным национальным культурам и
формированию толерантного отношения к их носителям, осуществляется в единстве с
обогащением информации о собственной национальной культуре и в тесном
взаимодействии с семьей. Систематическая работа с детьми по данному направлению
будет способствовать созданию этнокультурной среды и принятию детьми мира во
всем его многообразии. Список использованной
литературы 1. Авксентьев A.B., Авксентьев В.Д.
Этнические проблемы современной личности и культуры межнационального общения.
Ставрополь. Издательство СГПН, 1993. - 236 с. 2. Асмолов, А.Г. На пути к толерантному
сознанию / А.Г. Асмолов М.: Смысл, 2000. - 255 с. 3. Бардиер, Г.Л. Научные основы
социальной психологии толерантности: Учебное пособие. / Г.Л. Бардиер СПб.,
2007. - 96 с. 4. Бодалев A.A. Личность и общение. М.:
Педагогика, 1983. - 270 с. 5. Идентичность и толерантность. / Под
ред. Н.М. Лебедевой. М., 2002. - 143 с. 6. Лопуленко H.A. Использование
фольклора в воспитании толерантности у школьников (на примере пословиц народов
России) // Толерантность и культурная традиция. / Под ред. М.Ю. Мартыновой. М.,
2002. - 393 с. 7. Палаткина Г.В. Формирование
этнотолерантности у младших школьников. // Начальная школа. -2003. №11. - С.
65-72. 8. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.:
Педагогика. - 1978.-304с. | |
Просмотров: 1086 | |
Всего комментариев: 0 | |