Воскресенье, 28.04.2024, 22:59
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Красавцева О.В. Использование интегративных форм работы в воспитательном процессе Подгоренского Дома детства и юношества

Использование интегративных форм работы в воспитательном процессе Подгоренского Дома детства и юношества

Ольга Викторовна Красавцева, педагог-организатор

 МКОУ   ДОД  «Дом детства и юношества»

 

                                                          «Все, и самое большое, и самое малое – так

                                               должно быть приложено между собой и  соединено,

                                                                           чтобы образовать единое целое».

                                                                                        (Я.А. Коменский)

Интерес к проблеме интеграции возник еще в трудах Я.А. Коменского. Он считал, что предмет будет усвоен, если ему будет положено прочное основание, если это основание будет заложено глубоко, если всё, допускающее различие, будет различно самым точным образом, а всё, имеющее взаимную связь, постоянно будет соединяться. В этих положениях великого педагога представлена суть универсального хода развития любой большой сложной системы применительно к частному случаю, каким является складывающаяся в процессе обучения система знаний ребенка.     Особый интерес к проблеме интеграции появился в конце 20 века. В это же время появился сам термин «интеграция». Интеграция (от лат. – восстановление, восполнение, объединение частей в целое (inteqer – целый), причем не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие. Очевидно, что существует множество видов интеграции: по методам, приемам, способам, уровням, направлениям.

Работая в учреждении дополнительного образования детей педагогом –организатором,  я применяю следующие  методы  и приемы, способствующие осуществлению интегративного подхода: воспитательные мероприятия, беседы, экскурсии,творческие работы,совместные  праздники, конкурсные  и развлекательные программы, публичные выступления, вечера отдыха,акции, выставки, презентации,  игры  (игры со словами и подвижные игры).

Интегративные  занятия  нравятся детям, вызывают у них интерес к познанию, дают им много нового, полезного, в них содержится большой эмоциональный заряд. Всё это  способствуют глубокому проникновению воспитанников  в мир творчества, помогают формированию эстетического вкуса, развитию речи и обогащению словарного запаса воспитанника, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Результаты интегративного обучения проявляются в развитии творческого мышления воспитанников. Оно способствует интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности.

Интеграция как принцип охватывает достаточно большое число дидактических, воспитательных явлений и располагает факторами, обеспечивающими её широкое влияние на теорию и практику дополнительного образования.

Сейчас  в дополнительном образовании уделяется особое внимание интеграции образовательных областей и это не случайно. Я считаю, что именно в  учреждениях   дополнительного образования  интеграция образовательных областей  наиболее эффективна. При интеграции образовательные области взаимодействуют, но в то же время остаются самостоятельными и равноправными по содержанию и структуре.

Таким образом, речь идет об интегративном обучении как о системе, которая  объединяет   и  соединяет знания в единое целое, в  результате чего у воспитанников  формируется  целостное восприятие мира.

Исследования и практика показывают, что эффективным путем реализации воспитательных функций является выдвижение общих учебно- воспитательных проблем и их последовательное решение в системе взаимосвязанной деятельности детей по различным направлениям.    

В результате освоения интегративной деятельности, у детей  формируются целостные социальные и психологические образования, интегрированные способы деятельности. Такой подход  помогает  воспитанникам  легко переноситься  из одной сферы деятельности в другую. Также это способствует  освоению  социального опыта и  развитие творческих способностей.

Формы интегративного процесса характеризуют конечный продукт, приобретающий новые функции и новые взаимоотношения педагога, воспитанника, родителей. Такими формами в учреждении дополнительного образования могут выступать совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры.

Реализуя принцип интеграции в своей педагогической деятельности, я объединяю такие образовательные области как «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация».

В качестве разнообразных форм интегративного процесса мною используются совместные творческие проекты, такие как  «Осенние мотивы» (серия мероприятий на осенних каникулах), «Зимние забавы»  (серия  мероприятий на зимних каникулах), «Весенняя капель» (серия мероприятий на весенних каникулах).  Они включают в себя  воспитательные мероприятия, творческие конкурсы, развлекательные  и познавательные программы, акции и выставки.

Продуктом моей совместной деятельности с детьми является коллективная разработка воспитательных  мероприятий.  Чувствуя свою значимость и необходимость, воспитанники  приобретают такие качества, как уверенность, ответственность, успешность, удовольствие от творческого процесса   и  от общения друг с другом. Также происходит   развитие  памяти, воображения, мышления  воспитанников. С особым удовольствием дети и подростки показывают театрализованные  представления,  участвуют  в  воспитательных мероприятиях, а также различных  конкурсах, акциях и выставках.

Значение интеграции велико: она положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности, интересов детей и подростков. 

Следовательно, интеграция  объединяет   разные  виды деятельности, приемы, формы  и методы в единую систему на основе планирования. С уверенностью могу сказать, что интеграция  выступает в дополнительном образовании ведущим средством организации образовательного  и воспитательного процесса, приоритетной формой которого становится совместная  и самостоятельная деятельность детей.

Таким образом, благодаря интеграции содержания образовательных и воспитательных областей, дети познают всё многообразие мира и получают от этого массу положительных эмоций.

                                            

Категория: Мои статьи | Добавил: zhiltsova_t (24.03.2014)
Просмотров: 840 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0