Главная » Статьи » Мои статьи |
Дейнекина Ольга Вячеславовна, педагог дополнительного образования МКОУ ДОД "Дом детства и юношества" Формирование национальной культуры детей в процессе изготовления мягких игрушек В
настоящие время очень актуальна проблема сохранения культурной и исторической самобытности
России, национальных традиций.
Декоративно – прикладное искусство органично вошло в современный быт и
продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целом. Оно содержит в
себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до
сегодняшнего дня практически в неискаженном
виде характер духовно – художественного постижения мира. Народное
декоративно-прикладное искусство воспитывает неравнодушное отношение к
прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности,
благотворно влияет на формирование человека будущего, формируя художественный вкус и создавая эстетически полноценную среду,
определяющую творческий потенциал личности. В.А.
Сухомлинский писал, что "…ребенок по своей природе - пытливый исследователь,
открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках,
ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в
стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое
детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка”. На мой взгляд, все эти
слова очень созвучны с программой изготовления мягких игрушек «Лоскуток». Игрушка – один из самых древних видов
декоративно - прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы
рукоделия и искусства, украшающего наш быт,
радующий наш глаз. Игрушку любят все - и взрослые и дети. Для детей она забава,
игра; взрослые же с радостью смотрят на красивые, забавные игрушки, которые
доставляют им истинную радость, перенося
в мир детства и вызывая добрую улыбку. Изготовление
мягкой игрушки дает замечательное поле деятельности для детской фантазии. Её
яркая декоративность и простота воплощения любого замысла служат дополнительным
стимулом детскому желанию сделать себе
собственными руками доброго друга
домашних игр. Видя,
как разнообразные кусочки материи, кожи, меха в их руках приобретают
знакомые очертания и превращаются, словно по волшебству, в прекрасные игрушки,
дети чувствуют радость творческого процесса. Для изготовления этих «мягких чудес» могут
применяться абсолютно различные по фактуре и качеству материалы. Это может быть
синтетический мех, различные лоскутки всевозможной ткани, кусочки пластмассы,
детали и элементы старых, уже пришедших в негодность игрушек (тесьма, ленты,
бусы, пуговицы, глаза и носики), все то, что не является труднодоступным или
дорогостоящим материалом. Авторская
образовательная программа «Лоскуток» рассчитана на 3 года обучения
детей 7-14 лет, имеющими различные навыки шитья. Процесс приобщения обучающихся к декоративно
– прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических
особенностей детей на разных этапах их художественного развития. Первый этап
художественного развития детей протекает
на эмоционально чувственной основе,
второй - на познавательно - аналитическом уровне с сохранением эмоционально -
образного, творческого начала. Очень важно, чтобы в период становления
творческой личности ребенка рядом был чуткий и опытный педагог,
способный развить его потенциал творческих
способностей. Курс изготовления игрушек я веду более
пятнадцати лет. В течение этого времени
программа неоднократно корректировалась с учетом пожеланий и потребностей детей, их индивидуальных возможностей и личных особенностей. Педагогическая
идея моего опыта — развитие творческих способностей детей по изготовлению мягкой игрушки и сувениров. Цель программы «Лоскуток»: создание действенной и интересной системы обучения
детей мастерству пошива мягкой игрушки. Достижение цели я вижу через
осуществление следующих задач: -раскрытие социальной роли народного декоративного
искусства; -развитие интереса к
изучению народных традиций художественных ремесел; -определение и реализация
художественных целей при создании замысла образа (от эскиза до изделия); -умение планировать конечный результат своей работы; -воспитание аккуратности при
изготовлении и оформлении мягких игрушек. Актуальность этого курса рукоделия заключается в решении
проблемы свободного времени и в существенной помощи семейному бюджету.
Игрушка, сшитая своими руками - хороший
сувенир к любому празднику. Через творчество изготовления мягкой игрушки
дети реализуют свой небольшой жизненный
опыт и утверждают позитивное в собственной жизни. Поэтому сам процесс создания
игрушки (шитье как вид деятельности) не менее важен для ребят, чем результат
(игрушка). На занятиях обучающиеся знакомятся с
историей русской народной игрушки, с традициями художественных промыслов
Древней Руси, учатся ценить и уважать «живое дерево ремесел», как образно
называют декоративно-прикладное творчество,
узнают о многообразии художественного творчества разных народов, о том, как и
когда появилась современная производственная игрушка, при этом впитывая в себя исторический, нравственный,
эстетический и духовный опыт народа. Программа
курса предусматривает изготовление игрушек
не только по готовым шаблонам, но и
по собственным разработкам, придуманным
в процессе обсуждения и творческого постижения образа будущей игрушки.
На практических занятиях ребята
овладевают полной технологией изготовления игрушек любого вида (каркасных,
шарнирных, настенных, диванных), учатся
выполнять простейшие швы, подбирать
необходимые материалы, разбираться в терминологии швейного искусства, уменьшать или увеличивать выкройки, а также
изучают способы построения и конструирования собственной мягкой игрушки. Поделки у
детей получаются разные, но важно при этом заметить особенности каждой. Я
никогда не требую, чтобы работа была похожа на образец, этого и не должно быть,
так как у каждого ребёнка свои фантазии. Воспитанники часто сравнивают свои
работы: какой была первая поделка, и какая игрушка получается теперь. В
результате этого сравнения у ребенка
возникает чувство удовлетворенности и
искренней радости за свои успехи. В ходе выполнения творческих заданий
дети приобретают уверенность в том, что они могут от начала до конца
создавать мягкие игрушки и необходимые в
быту вещи. Авторство является основным
критерием оценки работ, а затем уже идут качество и аккуратность
технологического процесса изготовления, интересное и грамотное цветовое решение
игрушки. За годы
своего существования данная программа обрела не только популярность, но и дала
замечательные результаты, что подтверждается участием детей в творческих
конкурсах: в Международных фестивалях «Детство без границ», в областных
конкурсах юных рукодельниц: «Весенний калейдоскоп», «Веков связующая нить», «Адрес
детства - Воронежский край», «Костюм
крестьянки моего края XVII века». Поделки
воспитанников украшали выставки «Дня поселка», Всероссийского фестиваля
«Казачье братств», зонального конкурса «Край Подгоренский – ты уголок России»,
праздники, концерты, творческие отчеты Дома
детства и юношества. На протяжении многих лет своих пушистых зверят ребята
дарят малышам из детского сада,
реабилитационного центра «Надежда». Изделия, сделанные руками детей, особенно
ценны тем, хранят тепло их рук и частичку души. Постигая народное творчество,
ребята не только приобщаются к труду, но и сами создают культурные ценности. Я считаю,
что если мы будем больше времени уделять внедрению декоративно-прикладного
искусства в дополнительное образование, то
воспитательный эффект, равно как и его
эстетическое наполнение, будут значительно выше; а главное, не прервется нить
преемственности культурных и творческих традиций, оставленных нам предыдущими поколениями. Источники и литература: 1. Молотобарова О.С. Кружок изготовления
игрушек-сувениров: Пособие для руководителей общеобразовательной школы и
внешкольных учреждений. – 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1990.-176с. 2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- Киев, 1969. 3. Бутенко М.А. Творческое объединение «Мастерицы» /Бутенко
М.А.// Дополнительное образование и воспитание. – 2009. - №6. –С. 23-26 | |
Просмотров: 655 | |
Всего комментариев: 0 | |