Понедельник, 29.04.2024, 01:45
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Дейнекина О.В. Формирование национальной культуры детей в процессе изготовления мягких игрушек

Дейнекина Ольга Вячеславовна, педагог дополнительного образования 

МКОУ ДОД "Дом детства и юношества"

Формирование национальной культуры детей в процессе изготовления мягких игрушек

        В настоящие время очень актуальна проблема сохранения  культурной и исторической самобытности России, национальных  традиций. Декоративно – прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целом. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном  виде характер духовно – художественного постижения мира.

      Народное декоративно-прикладное искусство воспитывает неравнодушное отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности, благотворно влияет на формирование человека будущего, формируя  художественный вкус и  создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности.

        В.А. Сухомлинский писал, что "…ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка”. На мой взгляд, все эти слова очень созвучны с программой изготовления мягких игрушек «Лоскуток».

         Игрушка – один из самых древних видов декоративно - прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия  и искусства, украшающего наш быт, радующий наш глаз. Игрушку любят все - и взрослые и дети. Для детей она забава, игра; взрослые же с радостью смотрят на красивые, забавные игрушки, которые доставляют им истинную  радость, перенося в мир детства и вызывая добрую улыбку.

          Изготовление мягкой игрушки дает замечательное поле деятельности для детской фантазии. Её яркая декоративность и простота воплощения любого замысла служат дополнительным стимулом детскому желанию сделать себе  собственными руками  доброго друга домашних игр.

       Видя,  как разнообразные кусочки материи, кожи, меха в их руках приобретают знакомые очертания и превращаются, словно по волшебству, в прекрасные игрушки, дети чувствуют радость творческого процесса.

       Для изготовления этих «мягких чудес» могут применяться абсолютно различные по фактуре и качеству материалы. Это может быть синтетический мех, различные лоскутки всевозможной ткани, кусочки пластмассы, детали и элементы старых, уже пришедших в негодность игрушек (тесьма, ленты, бусы, пуговицы, глаза и носики), все то, что не является труднодоступным или дорогостоящим материалом.

      Авторская образовательная  программа «Лоскуток» рассчитана на 3 года обучения детей 7-14 лет, имеющими различные навыки шитья.       Процесс приобщения обучающихся к декоративно – прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития. Первый этап художественного развития детей  протекает на эмоционально  чувственной основе, второй - на познавательно - аналитическом уровне с сохранением эмоционально - образного, творческого начала. Очень важно, чтобы в период становления творческой  личности  ребенка рядом был чуткий и опытный педагог, способный развить его потенциал  творческих способностей.

            Курс изготовления игрушек я веду более пятнадцати  лет. В течение этого времени программа  неоднократно корректировалась  с учетом пожеланий и потребностей  детей, их индивидуальных возможностей и  личных особенностей.    

      Педагогическая идея моего опыта — развитие творческих способностей детей по изготовлению мягкой игрушки и сувениров.

      Цель программы  «Лоскуток»:

создание действенной и интересной системы обучения детей мастерству пошива мягкой игрушки.

       Достижение цели я вижу через осуществление следующих задач:

-раскрытие социальной роли народного декоративного искусства;

-развитие интереса к изучению народных традиций художественных ремесел;

-определение и реализация художественных целей при создании замысла образа (от эскиза до изделия);

-умение  планировать конечный результат своей работы;

-воспитание аккуратности при изготовлении и оформлении мягких игрушек.

       Актуальность  этого курса рукоделия заключается в решении проблемы свободного времени и в существенной помощи семейному бюджету. Игрушка,  сшитая своими руками - хороший сувенир к любому празднику. Через творчество изготовления мягкой игрушки дети  реализуют свой небольшой жизненный опыт и утверждают позитивное в собственной жизни. Поэтому сам процесс создания игрушки (шитье как вид деятельности) не менее важен для ребят, чем результат (игрушка).

       На занятиях обучающиеся знакомятся с историей русской народной игрушки, с традициями художественных промыслов Древней Руси, учатся ценить и уважать «живое дерево ремесел», как образно называют  декоративно-прикладное творчество, узнают о многообразии художественного творчества разных народов, о том, как и когда появилась современная производственная игрушка, при этом   впитывая в себя исторический, нравственный, эстетический и  духовный опыт народа.

      Программа курса предусматривает изготовление игрушек  не только по готовым шаблонам, но и  по собственным разработкам, придуманным  в процессе обсуждения и творческого постижения образа будущей игрушки. На практических занятиях  ребята овладевают полной технологией изготовления игрушек любого вида (каркасных, шарнирных, настенных, диванных), учатся  выполнять простейшие швы, подбирать  необходимые материалы, разбираться в терминологии швейного искусства,  уменьшать или увеличивать выкройки, а также изучают способы построения и конструирования собственной мягкой игрушки. 

    Поделки у детей получаются разные, но важно при этом заметить особенности каждой. Я никогда не требую, чтобы работа была похожа на образец, этого и не должно быть, так как у каждого ребёнка свои фантазии. Воспитанники часто сравнивают свои работы: какой была первая поделка, и какая игрушка получается теперь. В результате этого сравнения  у ребенка возникает чувство удовлетворенности и  искренней радости за свои успехи. В ходе выполнения творческих заданий дети приобретают уверенность в том, что они могут от начала до конца создавать  мягкие игрушки и необходимые в быту вещи. Авторство является основным критерием оценки работ, а затем уже идут качество и аккуратность технологического процесса изготовления, интересное и грамотное цветовое решение игрушки.

    За годы своего существования данная программа обрела не только популярность, но и дала замечательные результаты, что подтверждается участием детей в творческих конкурсах: в Международных фестивалях «Детство без границ», в областных конкурсах юных рукодельниц: «Весенний калейдоскоп», «Веков связующая нить», «Адрес детства -  Воронежский край», «Костюм крестьянки моего края XVII века».  Поделки воспитанников украшали выставки «Дня поселка», Всероссийского фестиваля «Казачье братств», зонального конкурса «Край Подгоренский – ты уголок России», праздники,  концерты, творческие отчеты Дома детства и юношества. На протяжении многих лет своих пушистых зверят ребята дарят  малышам из детского сада, реабилитационного центра «Надежда». Изделия, сделанные руками детей, особенно ценны тем, хранят тепло их рук и частичку души.

    Постигая народное творчество,  ребята  не только  приобщаются к труду, но  и сами создают культурные ценности. Я считаю, что если мы будем больше времени уделять внедрению декоративно-прикладного искусства в дополнительное  образование, то воспитательный  эффект, равно как и его эстетическое наполнение, будут значительно выше; а главное, не прервется нить преемственности культурных и творческих традиций, оставленных нам  предыдущими поколениями.

Источники и литература:

1.       Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: Пособие для руководителей общеобразовательной школы и внешкольных учреждений. – 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1990.-176с.

2.       Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- Киев, 1969.

3.       Бутенко М.А. Творческое объединение «Мастерицы» /Бутенко М.А.// Дополнительное образование и воспитание. – 2009. - №6. –С. 23-26

 

Категория: Мои статьи | Добавил: zhiltsova_t (22.03.2014)
Просмотров: 655 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0