Понедельник, 29.04.2024, 03:14
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Жильцова Т.В. Формирование личности воспитанников школы раннего развития «Росток» на основе отечественных нравственных и культурных традиций

Формирование личности воспитанников

школы раннего развития «Росток» на основе отечественных нравственных и культурных традиций

 

Жильцова Татьяна Васильевна,

педагог дополнительного образования

МКОУ ДОД «Дом детства и юношества»

Во все времена люди заботились о передаче подрастающему поколению житейского, нравственного и культурного опыта, накопленного предшествующими поколениями. Национальная культура – это первый шаг ребенка в освоении богатств русских нравственных и культурных традиций, основа формирования собственной личностной культуры.

Сегодня многие педагоги отмечают, что чувство национальной принадлежности зарождается у детей задолго до того, как они переступили порог школы. И я, как педагог школы раннего развития «Росток», также считаю, что раскрытие личности ребенка дошкольного возраста в полной мере возможно только через включение его в культуру собственного народа. В течение многих лет объектом моего исследования является процесс обучения и воспитания, ориентированный на приобщение моих воспитанников  к народным традициям.

В содержании отдельных курсов образовательной программы школы раннего развития «Росток» (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, игроритмика, изобразительное искусство и художественный труд) предусмотрено изучение родной культуры. В процессе работы я ставлю перед собой такую цель: не только реализовать потенциал национальных традиций и обычаев в соответствии с возрастными особенностями детей, но и привить им интерес к отечественной культуре.

Я считаю, что приобщение воспитанников к национальным традициям будет эффективным только тогда, когда будет  организован единый целостный процесс ознакомления с русской культурой в комплексе занятий, досуговой деятельности и игре. Что из отечественного культурного опыта доступно детям старшего дошкольного возраста?  Какие дидактические средства могут помочь в достижении поставленной цели?

Опираясь на многолетний опыт работы, я выделила следующие основные направления работы.

1. Знакомство воспитанников школы раннего развития «Росток» с  народным фольклором. В малых фольклорных жанрах сохранились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Фольклор - источник познавательного и нравственного развития детей. Пословицы, поговорки, загадки развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову. По мнению народа, колыбельные песни – верный спутник детства. Они заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире. А в русских народных сказках заложен  глубокий нравственный смысл, поэтичность, в них отражается национальный характер. Поэтому сказки оказывают огромное нравственное влияние, формируют творческое начало, самостоятельность мысли детей.

Наряду с этим, формы фольклора лаконичны и чётки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью на занятиях по развитию речи мои воспитанники учатся чёткому и звонкому произношению, осваивают школу художественной фонетики. По определению К.Д.Ушинского пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребёнка на русский лад». (3, с.26)

2.  Использование фольклора в жизни детей. Мало просто заучить с детьми пословицы, загадки, поговорки, необходимо научить детей осмысливать и применять их! В этом мне помог опыт работы  Г. Клименко (2, с.35), которая  рекомендует завести альбом и записать туда уже известные детям выражения народной мудрости. Затем сделать альбом – передвижку, в которой записывать только новые пословицы и поговорки.

Так мы и поступили. В начале года завели большой альбом, где вместе с детьми записали то, что они знали от родителей или слышали в телепередачах. Затем альбом стал «путешествовать» по домам. С помощью родителей воспитанники записывали новые пословицы, поговорки, потешки, колыбельные песенки. Дети с удовольствием рисовали рисунки к записям, а на занятиях  поясняли, что они означают и в каких случаях их употребляют. Родителей тоже заинтересовала такая работа, и они сами, если узнавали какие-то новые фольклорные формы, просили альбом домой и вместе со своими детьми записывали их. Всё это свидетельствуют о позитивных изменениях в усвоении и использовании детьми фольклора.

3. Развитие  художественного вкуса. На занятиях курса «Изобразительное искусство и художественный труд» воспитанники «Ростка» постоянно знакомятся с народными промыслами, национальным русским костюмом, куклами. Такие темы занятий, как «Игрушки не простые – глиняные, расписные», «Рисование по мотивам народной росписи «Золотая хохлома и золотой лес», «Искусство гжельских мастеров», «Красавица матрешка», говорят сами за себя. Занятия формируют у детей интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, побуждают желание заниматься подобной деятельностью дальше.

4. Знакомство  с народными праздниками, обычаями и традициями происходит в ходе освоения курса «Я познаю окружающий мир». Воспитанники «Ростка» знакомятся с флагом, гербом и мелодией гимна России. Расширяются представления детей о родной стране, о государственных и народных праздниках (Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, Масленица, Пасха, День Победы, Новый год). Особое внимание уделяется таким темам, как «Семья», «Труд людей», «Профессии». Воспитанникам доступны и понятны наблюдения за особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, животных, растений в своей местности. Все перечисленные темы формируют у детей чувство причастности к своей Родине.

5.  Знакомство со старинными народными играми. Игра - естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять волю и стремление к победе.

 Я придаю большое значение игре, так как считаю, что она - отражение жизни. Именно поэтому в программу школы раннего развития включён курс «Игроритмика».  В игре всё как будто понарошку, но в этой условной обстановке много настоящего. Действия играющих реальны, их чувства искренни, а правильно организованная игра способствует подготовке к будущему. Знакомить детей с культурным наследием нашего края мне помогают подвижные народные игры «Кошки и мышки», «Пятнашки», «Волк и овцы», «Ястреб», «Жмурки».

  Я попыталась описать только маленькую часть своей работы, которая направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Хочется ещё раз подчеркнуть, что вся работа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого. Приобретение ребенком совокупности нравственных и культурных ценностей способствует развитию его духовности -интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.

 

1.    Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание.-1992.-№5-6.-С.5-8.

2.    Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошк. воспитание.-1983.-№5.-С.34-35.

3.    Народная педагогика и воспитание /Авт. -сост.: Широкова Е.Ф., Филиппова Ж.Т., Лейко М.М., Шувалова М.Н. Барнаул: БГПУ, 1996. –49с.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: zhiltsova_t (19.03.2014)
Просмотров: 590 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0