Главная » Статьи » Мои статьи |
Просвещение
воспитанников танцевальной студии «Импровиз» в области
межнациональной культуры и традиций М.Н.Будникова, педагог дополнительного образования детей МКОУ ДОД «Дом
детства и юношества»
Танец - искусство поистине общечеловеческое, доступное без какого-либо
перевода людям всех рас и континентов. Танец всегда несет в себе определенную
национальную окраску. Также, как и музыкальные интонации, танцевальные движения
приобретают у того или иного народа свою национальную неповторимую
характерность [2, с.35-36]. Язык пластики в силу своей общечеловечности понятен
и доступен в том «натуральном» виде, в каком его создает народ. Для того, чтобы
понять танец другого народа, не нужно знание языка; это – одно из первых
средств, которым люди могли выразить свои чувства и эмоции. Танцевальное
мастерство разных народов бережно хранится и передается следующим поколениям.
Обучая народным танцам в системе дополнительного образования, педагоги обогащают
мировосприятие детей, воспитывают коммуникативные навыки, учат пониманию и
уважению других культур и цивилизаций, осознанию необходимости взаимопонимания
между людьми и целыми народам.
Поэтому я, как педагог хореографии, считаю, что обучая детей одному из
самых любимых видов искусства – танцу, я тоже вношу посильный вклад в их поликультурное
воспитание. Много лет я руковожу танцевальной студией «Импровиз» Подгоренского
Дома детства и юношества, и мне хотелось бы видеть своих воспитанников
здоровыми, активными, любящими свою Родину, и с уважением относящимся к разным
культурам. Духовные истоки поликультурного воспитания
берут свое начало в традиционной народной культуре, в воспитании у детей терпимости,
доброты, щедрости, милосердия. Стремление к духовности – вот что всегда лежало
в основе быта и традиций любой культуры. Одной из важнейших задач программы студии
«Импровиз» является приобщение детей к миру народного танца, к истокам
национальной культуры, изучение и воплощение в жизнь фольклорного танцевального
богатства разных народов. Народное искусство раскрывает истоки духовной жизни,
наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности. В любом фольклоре
каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Знакомство
детей с народными танцами способствует формированию у воспитанников
общечеловеческих нравственных ценностей. Совершенно необязательно, чтобы каждый
воспитанник связал свою будущую профессию с танцем. Гораздо важнее, чтобы дети
потянулись душой к прекрасному, реализовали свой эмоциональный порыв на
занятиях и выступлениях, развивали себя физически и получали бы от этого эстетическое удовлетворение. В основу репертуара танцевальной студии
«Импровиз» положен народно-сценический танец. Особенности этого танца
заключаются в организации, методическом осмыслении и использовании самых разных
элементов народных танцев. Народно-сценический танец раскрывает широкие
возможности для освоения техники, для
эмоционального развития актерских данных воспитанников. Он помогает знакомить с
национальной пластической и музыкальной культурами народов мира, способствует
просвещению учащихся в области межнациональной культуры и традиций [3,с. 9]. Перед изучением народных танцевальных
элементов я знакомлю детей с историей,
бытом и национальной культурой народа, которым создан разучиваемый танец. Без
знания национальной культуры, без интереса к народному творчеству, учащийся не
сможет правильно передать характерные особенности изучаемого танца. Беседы об
особенностях каждого народного танца дополняются лекциями о культуре, искусстве
народа, коллективным просмотром выступлений профессиональных танцевальных
ансамблей. Я считаю, что необходимо также обращать
внимание детей на особенности национальных костюмов, в которых исполняется
танец, так как костюм влияет на характер
танца, определяет различие мужских и женских движений в танце. Хореографическое
искусство различных народов настолько богато и разнообразно, что изучить его
полностью, охарактеризовать все танцы и освоить все танцевальные движения очень
трудно, поэтому на занятиях изучаются основные элементы народных танцев. В
практике студии «Импровиз» ребятами освоены такие танцы, как «Украинский
танец», «Фламенко», «Андалузский танец». Русский народ на протяжении своей
многовековой истории также создал изумительные по красоте и рисунку,
разнообразные по содержанию танцы: красочные хороводы, мудреные кадрили,
виртуозные плясовые солистов. Лихие переплясы говорят о богатстве и большом
разнообразии русского народного танца. Балерина Лидия Лопухова говорила: «Мы,
русские, - прирожденные танцоры – это у нас в крови». Мы живём в России, и поэтому русскому
танцу, его эмоциональному восприятию и разнообразию на занятиях уделяется
большое внимание. Я объясняю своим воспитанникам специфичность исполнения
медленных (хороводы) и быстрых (кадриль, пляски) танцев с их неповторимыми
поворотами головы, корпуса, движениями рук.
На сегодняшний день в репертуаре танцевальной студии «Импровиз» есть
такие народные танцы, как «Барыня», «Казачий», стилизованные русские танцы
«Валенки», «Неудачное свидание», «Колечко», «Балалайка». В процессе изучения -
танцы «Гопак» и «Русская пляска», «Берёзки». Основной формой учебного процесса являются
учебные, репетиционные коллективные занятия, на которых дети практически
осваивают и закрепляют необходимые знания и навыки. В ходе занятий используются
разнообразные и доступные движения не только народно-сценического танца, но и классического,
историко-бытового танца. Студия «Импровиз» может гордиться успехами
и достижениями воспитанников. На межрегиональном
фестивале-конкурсе «Танцевальный калейдоскоп» по современным танцевальным
направлениям и фольклору старшая группа заняла 2 место с танцем «Казачий». В
районном фестивале детского творчества «Веснушка» (май 2012г.) коллектив
получил Диплом лауреата за танец «Фламенко». В областном фестивале – конкурсе
народных и эстрадно-сценических танцев «Танцуй веселей» старшая группа с танцем
«Андалузский» была отмечена Дипломом III
степени. На VIII фольклорном фестивале Слободской украинской культуры в номинации
Николая Костомарова (ансамбли) младшая группа с «Украинским танцем» заняла III
место (декабрь 2011г.). В VI Всероссийском фестивале-конкурсе детского и
юношеского творчества «Роза ветров» в номинации
«Народный танец» старшая и младшая группы получили Дипломы III степени с
танцами «Барыня» и «Неудачное свидание». На Всероссийском конкурсе детского и
юношеского творчества «Новые звезды» старшая группа была отмечена Дипломом II
степени за танец «Казачий». В результате своей многолетней работы я
вижу, что мои воспитанники с самого раннего возраста приобщаются не только к
истокам русской народной культуры, а также постигают особенности других
национальных культур. Народная культура – это бесценный дар памяти поколений,
своеобразная копилка народных знаний о жизни, о человеке, о красоте и любви, об
известных проблемах добра и зла, света и тьмы [1, с.96]. И на своих занятиях я
пытаюсь донести воспитанникам мысли о необходимости вдумчивого и бережного
отношения к окружающему миру и имеющимся духовно-нравственным ценностям. В этом
заключается реализация одного из
важнейших педагогических принципов – связи воспитания и обучения с жизнью
народа. В основе поликультурного подхода
к воспитанию дети плавно идут от восприятия культуры собственного народа к
культуре соседних народов, затем к пониманию мировой культуры. Это, на мой
взгляд, особенно актуально для современного общества с характерным для него
сосуществованием множества культур. В современных условиях особенно возрастает роль учреждений
дополнительного образования, ведь в них имеются широкие возможности для
осуществления задач приобщения воспитанников к межнациональной культуре и
традициям. Использованная
литература: 1.
Баглай
В.Е. Этническая хореография народов мира. Феникс, 2007г. 2.
Рыхта С.В.
Духовные истоки гражданско-патриотического воспитания в центре эстетического
воспитания детей «Сударушка» / Рыхта С.В. // Дополнительное образование и
воспитание. – 2009. - №1. - С.35-36 3. Ткаченко Т.Т. Народно-сценический танец. М, 1962г. | |
Просмотров: 717 | |
Всего комментариев: 0 | |