Понедельник, 29.04.2024, 08:59
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Будникова М.Н. Просвещение воспитанников танцевальной студии «Импровиз» в области межнациональной культуры и традиций

Просвещение воспитанников танцевальной студии «Импровиз»

в области межнациональной культуры и традиций

М.Н.Будникова, педагог дополнительного образования детей

МКОУ ДОД     «Дом детства и юношества»

     Танец - искусство поистине общечеловеческое, доступное без какого-либо перевода людям всех рас и континентов. Танец всегда несет в себе определенную национальную окраску. Также, как и музыкальные интонации, танцевальные движения приобретают у того или иного народа свою национальную неповторимую характерность [2, с.35-36]. Язык пластики в силу своей общечеловечности понятен и доступен в том «натуральном» виде, в каком его создает народ. Для того, чтобы понять танец другого народа, не нужно знание языка; это – одно из первых средств, которым люди могли выразить свои чувства и эмоции. Танцевальное мастерство разных народов бережно хранится и передается следующим поколениям. Обучая народным танцам в системе дополнительного образования, педагоги обогащают мировосприятие детей, воспитывают коммуникативные навыки, учат пониманию и уважению других культур и цивилизаций, осознанию необходимости взаимопонимания между людьми и целыми народам.

     Поэтому я, как педагог хореографии, считаю, что обучая детей одному из самых любимых видов искусства – танцу, я тоже вношу посильный вклад в их поликультурное воспитание. Много лет я руковожу танцевальной студией «Импровиз» Подгоренского Дома детства и юношества, и мне хотелось бы видеть своих воспитанников здоровыми, активными, любящими свою Родину, и с уважением относящимся к разным культурам. 

     Духовные истоки поликультурного воспитания берут свое начало в традиционной народной культуре, в воспитании у детей терпимости, доброты, щедрости, милосердия. Стремление к духовности – вот что всегда лежало в основе быта и традиций любой культуры.

     Одной из важнейших задач программы студии «Импровиз» является приобщение детей к миру народного танца, к истокам национальной культуры, изучение и воплощение в жизнь фольклорного танцевального богатства разных народов. Народное искусство раскрывает истоки духовной жизни, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности. В любом фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Знакомство детей с народными танцами способствует формированию у воспитанников общечеловеческих нравственных ценностей. Совершенно необязательно, чтобы каждый воспитанник связал свою будущую профессию с танцем. Гораздо важнее, чтобы дети потянулись душой к прекрасному, реализовали свой эмоциональный порыв на занятиях и выступлениях, развивали себя физически и получали бы от этого  эстетическое удовлетворение.        

     В основу репертуара танцевальной студии «Импровиз» положен народно-сценический танец. Особенности этого танца заключаются в организации, методическом осмыслении и использовании самых разных элементов народных танцев. Народно-сценический танец раскрывает широкие возможности  для освоения техники, для эмоционального развития актерских данных воспитанников. Он помогает знакомить с национальной пластической и музыкальной культурами народов мира, способствует просвещению учащихся в области межнациональной культуры и традиций [3,с. 9].

     Перед изучением народных танцевальных элементов я  знакомлю детей с историей, бытом и национальной культурой народа, которым создан разучиваемый танец. Без знания национальной культуры, без интереса к народному творчеству, учащийся не сможет правильно передать характерные особенности изучаемого танца. Беседы об особенностях каждого народного танца дополняются лекциями о культуре, искусстве народа, коллективным просмотром выступлений профессиональных танцевальных ансамблей.

     Я считаю, что необходимо также обращать внимание детей на особенности национальных костюмов, в которых исполняется танец,  так как костюм влияет на характер танца, определяет различие мужских и женских движений в танце. Хореографическое искусство различных народов настолько богато и разнообразно, что изучить его полностью, охарактеризовать все танцы и освоить все танцевальные движения очень трудно, поэтому на занятиях изучаются основные элементы народных танцев. В практике студии «Импровиз» ребятами освоены такие танцы, как «Украинский танец», «Фламенко», «Андалузский танец».

     Русский народ на протяжении своей многовековой истории также создал изумительные по красоте и рисунку, разнообразные по содержанию танцы: красочные хороводы, мудреные кадрили, виртуозные плясовые солистов. Лихие переплясы говорят о богатстве и большом разнообразии русского народного танца. Балерина Лидия Лопухова говорила: «Мы, русские, - прирожденные танцоры – это у нас в крови».

     Мы живём в России, и поэтому русскому танцу, его эмоциональному восприятию и разнообразию на занятиях уделяется большое внимание. Я объясняю своим воспитанникам специфичность исполнения медленных (хороводы) и быстрых (кадриль, пляски) танцев с их неповторимыми поворотами головы, корпуса, движениями рук.  На сегодняшний день в репертуаре танцевальной студии «Импровиз» есть такие народные танцы, как «Барыня», «Казачий», стилизованные русские танцы «Валенки», «Неудачное свидание», «Колечко», «Балалайка». В процессе изучения - танцы «Гопак» и «Русская пляска», «Берёзки».

     Основной формой учебного процесса являются учебные, репетиционные коллективные занятия, на которых дети практически осваивают и закрепляют необходимые знания и навыки. В ходе занятий используются разнообразные и доступные движения не только народно-сценического танца, но и классического, историко-бытового танца.

     Студия «Импровиз» может гордиться успехами и достижениями воспитанников. На межрегиональном  фестивале-конкурсе «Танцевальный калейдоскоп» по современным танцевальным направлениям и фольклору старшая группа заняла 2 место с танцем «Казачий». В районном фестивале детского творчества «Веснушка» (май 2012г.) коллектив получил Диплом лауреата за танец «Фламенко». В областном фестивале – конкурсе народных и эстрадно-сценических танцев «Танцуй веселей» старшая группа с танцем «Андалузский» была отмечена Дипломом  III степени. На VIII фольклорном фестивале Слободской украинской культуры в номинации Николая Костомарова (ансамбли) младшая группа с «Украинским танцем» заняла III место (декабрь 2011г.). В VI Всероссийском фестивале-конкурсе детского и юношеского творчества «Роза ветров» в номинации  «Народный танец» старшая и младшая группы получили Дипломы III степени с танцами «Барыня» и «Неудачное свидание». На Всероссийском конкурсе детского и юношеского творчества «Новые звезды» старшая группа была отмечена Дипломом II степени за танец «Казачий».

     В результате своей многолетней работы я вижу, что мои воспитанники с самого раннего возраста приобщаются не только к истокам русской народной культуры, а также постигают особенности других национальных культур. Народная культура – это бесценный дар памяти поколений, своеобразная копилка народных знаний о жизни, о человеке, о красоте и любви, об известных проблемах добра и зла, света и тьмы [1, с.96]. И на своих занятиях я пытаюсь донести воспитанникам мысли о необходимости вдумчивого и бережного отношения к окружающему миру и имеющимся духовно-нравственным ценностям. В этом заключается  реализация одного из важнейших педагогических принципов – связи воспитания и обучения с жизнью народа.

     В основе поликультурного подхода к воспитанию дети плавно идут от восприятия культуры собственного народа к культуре соседних народов, затем к пониманию мировой культуры. Это, на мой взгляд, особенно актуально для современного общества с характерным для него сосуществованием множества культур. В современных условиях особенно возрастает роль учреждений дополнительного образования, ведь в них имеются широкие возможности для осуществления задач приобщения воспитанников к межнациональной культуре и традициям.

                                          Использованная литература:

1.    Баглай В.Е. Этническая хореография народов мира. Феникс, 2007г.

2.    Рыхта С.В. Духовные истоки гражданско-патриотического воспитания в центре эстетического воспитания детей «Сударушка» / Рыхта С.В. // Дополнительное образование и воспитание. – 2009. - №1. - С.35-36

3. Ткаченко Т.Т. Народно-сценический танец. М, 1962г.

Категория: Мои статьи | Добавил: zhiltsova_t (22.03.2014)
Просмотров: 717 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0